231300, г. Лида, ул. Советская,18
e-mail: lidcol@grsu.by 8-0154-61-25-88 НОВЫЕ НОМЕРА!
«Апробация педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»
Сроки реализации проекта: с сентября 2016 года по июнь 2018 года.
Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.
Задачи проекта:
1. Дать авторское определение понятия «предпринимательская компетентность» будущих педагогов дошкольного образования в колледжах;
2. Изучить отечественный и зарубежный подходы к проблеме формирования предпринимательской компетентности в психолого-педагогической науке и практике.
3. Проанализировать содержание и характер профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
4. Выявить тенденции формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
5. Определить роль и место социального партнерства, международного сотрудничества в процессе формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
6. Экспериментально проверить эффективность модели педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
7. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования.
Участники творческой группы проекта:
Барановская Лариса Вацлавовна – преподаватель спецдисциплин;
Валюкевич Тадеуш Казимирович – заведующий практикой;
Вощило Ирина Ивановна – преподаватель спецдисциплин;
Калпинская Наталья Станиславовна – заместитель директора по учебно-методической работе;
Кушева Людмила Николаевна – заведующий гуманитарным отделением;
Радченко Виктория Васильевна – заместитель директора по учебной работе;
Афонина Ольга Чеславовна – педагог-психолог;
Стреж Елена Викторовна – преподаватель спецдисциплин;
Пугачева Татьяна Николаевна – преподаватель спецдисциплин;
Утовка Анастасия Викторовна – преподаватель спецдисциплин.
Этапы реализации проекта:
Этап I. Организационный (сентябрь-ноябрь 2016).
Цель этапа: обеспечение необходимых условий для апробации экспериментального проекта: организационных, кадровых, методических, материально-технических, финансовых.
Этап II. Прогностично-проектировочный (ноябрь-декабрь 2016).
Цель этапа: разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения проекта.
Этап III. Практический (декабрь 2016-апрель 2018).
Цель этапа: Фиксация исходного состояния объекта проекта. Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов.
Этап IV. Обобщающий (апрель-июнь 2018).
Цель этапа: обобщение результатов экспериментальной деятельности.
Участники экспериментальной деятельности учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Лидский колледж с сентября 2016 года по июнь 2018 года:
Экспериментальные группы:
– учащиеся учебной группы № 72 до (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 30 человек;
– учащиеся учебной группы № 74 до (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 30 человек.
Контрольные группы:
– учащиеся учебной группы № 73 до (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 30 человек;
– учащиеся учебной группы № 75 до (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 29 человек.
Нормативная правовая база
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования.Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
Методические рекомендации
Организация деятельности ресурсных центров учреждений образования: метод. рекомендации / О.Н. Синельникова [и др.] ; под общ. ред. Э.М. Калицкого. – Минск : РИПО, 2013.
Подготовка и оформление авторского оригинала: рекомендации ; ответственный Е.Е. Соколова. – Минск: РИПО, 2012.
Итоги реализации проекта
В ходе реализации проекта «Апробация педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» изучены:
- теоретические исследования по проблеме формирования предпринимательской компетентности в колледжах;
- нормативные правовые акты, методическая, психологическая литература по проблеме формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах;
- основополагающие идеи, подходы, принципы проектирования;
- опыт работы, специфика учреждения образования по теме проекта;
- теоретические аспекты формирования предпринимательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования, аналоги разработок по данной проблеме.
Проанализированы:
- требования образовательного стандарта, заказчиков кадров, потребителей образовательных услуг;
- кадровое и учебно-методическое обеспечение;
- состояние материально-технической базы колледжа;
- степень соответствия квалификационных требований к современному педагогу дошкольного образования, обусловленных внедрением системы профессионально-значимых свойств личности.
Подобраны:
- методика «Педагогический портрет педагога»;
- тест на предпринимательскую способность;
- анкета «Какой вы педагог?»;
- диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в экспериментальной (инновационной) деятельности»;
-методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (Синявский В., Федоришин Б. А.);
- опросник для определения склонности личности к предпринимательству (Сизанов А. Н.);
- тест готовности к педагогической деятельности;
- тест на определение уровня предпринимательских способностей (Кузьмина Т.В.);
- анкеты для изучения уровня владения базовыми экономическими знаниями и практическими умениями.
Составлены:
- аннотированный список литературы по теме «Совершенствование управленческой деятельности преподавателя по повышению качества предметного преподавания»;
- рекомендательные списки литературы по темам: «Развитие эвристических качеств педагога: информационно-коммуникативный аспект»; «Дидактические средства организации контрольно-оценочной деятельности»; «Проектирование и проведение урока с активной оценкой»; «Прогнозирование успешности обучения в рамках учебного занятия»;«Применение коучингового подхода в образовании»; «Организационно-содержательные проблемы проектной и исследовательской деятельности учащихся»;
- словарь основных понятий и терминов в области качества образования;
- глоссарий экономических терминов и понятий в сфере образования;
- перечень нормативного правового обеспечения деятельности учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
- перечень нормативного правового обеспечения организации услуг в сфере дошкольного образования на платной основе;
- примерные модели кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования;
- виды групп кратковременного пребывания детей;
- порядок создания групп кратковременного пребывания детей;
- алгоритм действий по созданию группы кратковременного пребывания;
- классификация методов и форм формирования предпринимательской компетенции у будущих педагогов дополнительного образования; дано обоснование своей точки зрения по вопросу.
Разработаны:
- критерии определения способностей к предпринимательской деятельности;
- учебно-методические комплексы для проведенияфакультативных курсов«Основы педагогического менеджмента», «Маркетинг образовательных услуг», «Реклама в сфере образования»;
- рекомендации оформления портфолио достижений и творческой самореализации будущих педагогов дошкольного образования;
- индивидуальный план по формированию предпринимательской компетентности у будущих педагогов;
- предложения поэтапного формирования предпринимательских компетенций у будущих педагогов дошкольного образования;
- подготовлены и опубликованы статьи Калпинской Н. С., Вощило И. И. по теме «Бит-семинар «Эвристическое обучение на основе диалога», Утовки А. В. по теме «Формирование управленческих компетентностей будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» (международный научно-популярный журнал «Мастерство-онлайн»);
- подготовлены к печати статьи Стреж Е. В: «Методические основы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования», «Арттерапия как средство рефлексии»; Калпинской Н. С. по теме «Матывацыя на поспех, або Мэтапакладанне ірэфлексія дзейнасці як кіруючыя элементы адукацыйным працэсам», Кушевой Л. Н. по теме «Совершенствование уровня литературного образования учащихся педагогических специальностей посредством организации личностно-заинтересованной, творческой деятельности на уроке»;
- опубликованы в электронном научно-методическом журнале УО ГрГУ имени Янки Купалы «Университет образовательных инноваций» исследовательские работы И. В. Ромейко «Особенности организации деятельности экспериментирования в условиях учреждения дошкольного образования» (руководитель Л. В. Барановская); А. И. Юдевич «Возможности использования компьютера в развитии детей дошкольного возраста» (руководитель Л. В. Барановская).
Организованы:
- учебные занятияпо факультативным курсам«Основы педагогического менеджмента», «Маркетинг образовательных услуг»,«Рекламная деятельность в системе образования»;
- тренинговые занятия;
- работа специализированного учебного кабинета по компетенции «Дошкольное образование»: «Кабинет менеджмента, рекламы и предпринимательства в сфере дошкольного образования»;
- встреча учащихся с заместителем заведующего по основной деятельности ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Лиды», заведующим ГУО «Ясли-сад №40 г. Лиды» в рамках учебной практики «Наблюдения и пробные занятия» по теме: «Формы внебюджетной деятельности учреждения дошкольного образования»;
- экскурсия в Детский центр здоровья и развития «Лучик» г. Лиды;
Проведены:
- заседания методического семинара на темы: «Эвристическое обучение на основе диалога»; «Личностно-профессиональный тренинг как метод активного социально-психологического обучения»;
- выставки-консультации для участников экспериментального проекта по темам: «Развитие эвристических качеств педагога: информационно-коммуникативный аспект»; «Управленческая компетентность педагога и дидактический процесс»; «Проектирование и проведение урока с активной оценкой»;
- лекция-диалог «Психология урока»;
- модераторский семинар «Развитие профессиональной компетентности педагога в части моделирования эвристических заданий»;
- бит-семинары «Организация учебного занятия с позиции человекосообразного обучения: методический конструктор», «Исследовательский проект или научное исследование? Организационно-содержательные проблемы проектной и исследовательской деятельности учащихся»;
- мастер-класс «Пути к успеху, или Применение коучингового подхода в образовании»;
- лекция-практикум «Препятствия и ресурсы в профессиональном саморазвитии»;
- занятия с элементами тренинга на осознание своих профессиональных возможностей, умения видеть новые перспективы: «Сложите листок», «Мои достижения», «Снятие внутренних ограничений», «Я садовником родился»;
- семинар «Интеграция Программы нравственно-духовного образования в единое образовательное пространство колледжа», мастер-класс «Активные методы обучения» (в рамках Программы пребывания студентов и преподавателей ГККП «Гуманитарный колледж» г. Астана в Лидском колледже УО ГрГУ имени Янки Купалы);
- встреча с выпускниками колледжа разных лет в рамках Дня гуманитарного отделения;
- круглый стол в рамках стажировки делегация из ГККП «Гуманитарный колледж» г. Астана в Лидском колледже УО ГрГУ имени Янки Купалы по теме «Основные тенденции развития дошкольного и начального образования в Республике Беларусь».
Участники творческой группы приняли участие:
- в очно-дистанционном оргдеятельностном курсе «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», организованном Лабораторией образовательных инноваций УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;
- в работе региональной научно-практической конференции «Подготовка педагогических кадров в условиях модернизации системы образования в Республике Казахстан» по вопросу: «Формирование управленческих компетентностей будущих педагогов дошкольного образования в колледжах Республики Беларусь» (Республика Казахстан);
Учащиеся приняли участие:
- вХ международной научно-практической конференции исследовательских и конструкторских работ учащихся и преподавателей учреждений среднего специального и высшего образования «Успешен тот, кто творит»;
- в конкурсе творческих работ преподавателей, студентов и школьников «Стихооблако ценностей», проводимом Университетом образовательных инноваций УО ГрГУ имени Янки Купалы;
- в общеколледжной ученической конференция «Ступени к науке».
Проведение учебных занятий по факультативным курсам
«Основы педагогического менеджмента» (руководитель А.В. Утовка)
«Реклама в сфере образования» (руководитель Т.Н. Пугачева)
«Маркетинг образовательных услуг» (руководитель В.В.Радченко)
Встреча учащихся с администрацией
учреждений дошкольного образования г. Лиды
по теме «Формы внебюджетной деятельности
учреждения дошкольного образования»
Экскурсия в Детский центр здоровья и развития «Лучик» г. Лиды
Круглый стол «Основные тенденции развития дошкольного и начального образования в Республике Беларусь» с делегацией из ГККП «Гуманитарный колледж» г. Астана (Республика Казахстан)
Проведение открытых уроков, мастер-классов
Учебное занятие в группе 72до 4-го курса по теме «Психология деятельности воспитателя детского сада. Личность педагога дошкольного учреждения» (учебная дисциплина «Психология» для специальности «Дошкольное образование»). Проводит методист учебно-методической деятельности ГККП «Гуманитарный колледж» г. Астана Макаренко Лада Михайловна.
Интегрированное учебное занятие проводят преподаватели Лидского колледжа Кудерко Наталья Евгеньевна и Будишко Наталья Леонидовна.
Учебное занятие проводит Оразбаева Айнаш Шариповна, начальник школьного отдела ГККП «Гуманитарный колледж» г. Астана.
Учебное занятие на тему «Скульптурная лепка на каркасе» проводит преподаватель Лидского колледжа Смолянинова Надежда Иосифовна.